Рецепт янтарного клея

Дата:
19 Июня 2020
Источник:
Пресс-служба Музея янтаря

В 1980-х гг. на чердаке заброшенного дома в пос. Староуткинск Свердловской области нашли старые рукописи. В них содержались рецепты для художественных работ по дереву, металлу, стеклу и ряду других поверхностей, а также описание составов для производства лаков и красок, употреблявшихся при создании икон и книжных миниатюр. В 1991 году уральским археографам удалось скопировать три рукописных сборника. Позднее ценный текстовый материал обработал С.А. Белобородов и в 2006 году в Вестнике музея «Невьянская икона» (выпуск 2) опубликовал статью «Найди ящерицу живую желтую и положи ее в ртуть…» (Сборники рецептов для художественных работ из собрания Лаборатории археографических исследований УрГУ). Автор сделал вывод: «Внимательное изучение сборников позволяет нам с большой долей уверенности утверждать, что к их составлению причастны представители известной уральской династии иконописцев Филатовых, проживавших именно в Уткинском заводе (ныне – пос. Староуткинск)».

Среди прочих в статье приводится рецепт на производство янтарного клея. Он мог быть составлен примерно в 1850–1860 гг. У нас есть несколько предложений, для чего применяли получившуюся смесь (для этого мы привлекли иконописца, кандидата химических наук и специалиста по янтарю). Ею могли добиваться матовости золотых элементов (матирование) или использовать ее как клей перед нанесением золотого узора (т.е. ассиста).

Рецепт приводим полностью, сохранив авторский стиль.

[№ 52]. На составление мата.

  1. Спирту винного 90 % или лучшего алкоголя в 120 % — 1 фунт (так!)
  2. Ладану росного — 12 золотников
  3. Ладану простого — 6 [золотников]
  4. Янтарю — 3 [золотника]
  5. Гуми-арабику (аравийской камеди) — 6 [золотников]
  6. Гумми-копалу — 4 [золотника]
  7. Мастики — 6 [золотников]
  8. Сандараку — 6 [золотников]
  9. Арсенику (мышьяку) — 3 [золотника]

Вообще все истолочь в порошок, всыпать в определенное количество алкоголя, закупорив плотно склянку, и дать стоять несколько дней, пока не получит растворимость, и также может оставаться на неопределенное время в покое до употребления. Взять лучшего рыбьего клея, сварить так, чтобы колер его соответствовал посредственной жидкости, не был густ или жидок, затем процедить сквозь тряпку и потом по ровному количеству настоянного алкоголя также процедить сквозь тряпку и соединить вместе с клеем, и тогда получится молоковидная жидкость, затем может быть готовою к употреблению, а когда будет употребляться для прикрываться (так!) озолоченные места матом, то эта эссенция пред началом прикрывания разогревается слегка. Склянка, наполненная эссенцией мата, опускается в теплую воду, согретую, чтобы рука могла держать.

И публикуем небольшие комментарии автора к этому рецепту.

Янтарь — ископаемая смола хвойных деревьев. Подвергнутый воздействию высокой температуры янтарь частично разлагается. В таком виде (янтарная канифоль) он легко растворяется при обычной температуре. Использовался для производства лаков большой твердости.

Гуми-арабик (гуммиарабик) — сок аравийской и африканской акаций. Загустевший, представляет собой бесцветные или желтоватые комки. Растворяется в воде. Обладает клеящими свойствами, использовался как связующее при «творении» золота и серебра и в производстве акварельных и темперных красок.

Гумми-копал (копал) — смола янтарного вида с дерева Rhus copallinum. Растительный клей.