Петр Великий и культурное освоение янтаря в России. Выпуск 4
Юбилейная рубрика:
Петр Великий и культурное освоение янтаря в России
Янтарная коллекция Петра I. Дары и приобретения
Текст, подбор иллюстраций – И.А. Полякова.
Неизвестный художник
Петр Великий, царь России
Россия. 1700–1749
Рейксмузеум, Амстердам. Инв. № SK-A-116
Существует легенда, что вместе с зеркалом (см. наш предыдущий очерк) из предложенных Фридрихом I предметов Петр выбрал также небольшую шкатулку, которая в описях конца XVIII–XIX вв. значится как «ларчик из янтаря». Шкатулка пополнила коллекцию кабинетных вещей, что так нравились царю. Как и зеркало, она входит в собрание Государственного Эрмитажа, а ее воспроизведение 1980-х гг. находится в Музее янтаря.
Неизвестный мастер
Шкатулка янтарная с ключом
Пруссия. Кон. XVII в.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Инв. № ЭРТх-2114
Ерцев В.П., Ерцев Г.П., Ерцева М.Г., Колчин А.А., Николаенко А.Г.
Шкатулка янтарная с ключом
Повторение изделия кон. XVII в.
Ленинград, Комбинат декоративно-прикладного искусства Лен. отд. Художественного фонда РФ. 1982
Калининградский областной музея янтаря. КМЯ 1 № 1508
Фотография С. Ломакина
Нарядные шкатулки из пластинок матового и прозрачного янтаря, изготовлявшиеся в Гданьске в конце XVII – начале XVIII вв., были популярны в качестве подарков и служили для хранения мелочей. В нашем случае шкатулка снабжена медным золоченым накладным замком и закрывается на ключ.
В сохранившихся источниках ничего не сказано о том, почему Петру понравился этот предмет. Возможно, не последнюю роль в его выборе сыграла иконография изделия.
Завершением шкатулки служит скульптурное изображение женщины, полулежащей на снопе колосьев и держащей в руке серп. Головка утрачена. Наиболее близкий и популярный в искусстве того времени иконографический тип – Церера (Лето). Церера (в древнегреч. мифологии – Деметра) – богиня производительных сил земли, произрастания и созревания злаков, а также подземного мира, материнства и брака.
Цереру почитали как защитницу урожая от грабителей, ей посвящали праздники жатвы, поэтому она часто изображалась со снопом пшеницы, серпом и композициями из колосьев в сочетании с различными растениями. То, что шкатулку украшает именно Церера, а не аллегория августа, подтверждают расположенные по углам костяные фигурки, напоминающие змеиные головы: в запряженной змеями (по другой версии – драконами) колеснице Церера отправилась на поиски своей дочери Прозерпины (в древнегреч. версии – Персефоны), похищенной богом подземного царства и смерти – Плутоном.
Жан Антуан Ватто (1684–1721)
Церера (Лето)
1717–1718
Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
Такая трактовка позволяет объединить два иконографических сюжета: «Церера, символизирующая урожай и плодородие» и «Церера, разыскивающая Прозерпину».
Пинтуриккио (Бернардино ди Бетто ди Бьяджо) (ок. 1452–1513)
Колесница Цереры
Италия. Ок. 1509
Панель потолка дворца Пандольфо Петруччи
Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США. Инв. № 14.114.8
Фрагмент шкатулки
Пьетро ди Анджелис (работал между 1769 и 1825)
Колесница Цереры
Италия. XVIII в.
Национальная галерея искусств, Вашингтон, США. № 1998.35.1
Еще один предмет из коллекции Эрмитажа, традиционно связываемый с петровской коллекцией и представленный копийной версией в Музее янтаря, – резной кубок с крышкой. Это кёнигсберская работа, на что указывают завершение в виде шишечки пинии и выполненные в плоском рельефе изображения фантастических птиц (часто встречающийся мотив) на всех пяти пластинках тулова.
Неизвестный мастер
Янтарный кубок
Кёнигсберг. XVII в.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Инв. № Э-6282
Ерцев В.П., Ерцев Г.П., Колчин А.А., Николаенко А.Г.
Янтарный кубок
Повторение изделия XVII в.
Ленинград, Комбинат декоративно-прикладного искусства Лен. отд. Художественного фонда РФ. 1982
Калининградский областной музея янтаря. КМЯ 1 № 1498
Коллекция художественного янтаря Петра I пополнялась также его собственными приобретениями: он охотно покупал янтарные вещи во время своих визитов в Кёнигсберг, Гданьск и Дрезден. В Дрездене царь неоднократно посещал мастерскую токаря и резчика Вильгельма Крюгера, работавшего вместе с сыном при Саксонском королевском дворе. Крюгерам приписывают изготовление янтарных шкатулочек, табакерок, футляров и игольниц, что находятся в дрезденском Зеленом своде и Государственном Эрмитаже (хранитель Галереи драгоценностей Императорского Эрмитажа А.Е. фон Фёлькерзам полагал, что представленная ниже табакерка – работа дрезденских мастеров), однако ни один из предметов не подписан.
Табакерка
Германия. Первая половина XVIII в.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Инв. № Э-3643
Известно, что Петр I увлекался токарным ремеслом, резьбой по кости и дереву. Была среди его работ и небольшая (высотой в три вершка) янтарная фигурка Вакха, держащего в руках виноградную гроздь.
«Токарная» (рабочий кабинет) в домике Петра I
Альбом 200-летнего юбилея императора Петра Великого. 1672–1872. СПб. : Герман Гоппе, 1872
Литература и источники
Балтийский янтарь в собрании Эрмитажа : каталог выставки. СПб. : Государственный Эрмитаж, 2002.
Беляев О.П. Кабинет Петра Великаго <…> СПб. : При Император. Академии наук, 1793. Ч. 1–2.
Беляев О.П. Кабинет Петра Великаго <…> СПб. : При Император. Академии наук, 1800. Отд. 2.
Опись предметам, сохраняющимся при Имп. Академии наук (в здании Кунсткамеры), в отделении, называемом Кабинет Петра Великого, приведенном в новое устройство в 1837 году [СПб. : б.и., 1837].
Путеводитель по Кабинету Петра Великого и галерее драгоценностей / [сост. барон Г. Ливен, ст. хранитель Эрмитажа]. Санкт-Петербург : Эрмитаж, 1901; 1902.
Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом / Сост. Г.В. Есипов. М. : Университет. тип., 1872. Т. 1–2.
Фёлькерзам А.Е. фон. Янтарь и его применение в искусстве // Старые годы: Еженедельник для любителей искусства и старины. 1912. Ноябрь. C. 3–15.
Связанные события
- Петр Великий и культурное освоение янтаря в России. Выпуск 3
- Юбилейная рубрика: Петр Великий и культурное освоение янтаря в России. Выпуск 2
Календарь работы этого события
Обозначения:
- 33 – день работы выставки или события;
- 33 – сегодняшний день;
- 33 – музей закрыт для посещения;
- 33 – музей открыт для посещения.