Выставка «Янтарные геммы»

Date:
16 June 2021
Source:
Press Office of the Amber Museum

Искусство миниатюрной резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях (глиптика) восходит к глубокой древности. Наиболее ранняя разновидность гемм – инталии (от итал. intagliare – резать внутрь, гравировать) появилась еще в IV тыс. до н. э. Углубленные изображения имели практическое назначение – их использовали в качестве печатей.

Геммы с выпуклыми изображениями – камеи (от итал. Cammeo – резной камень) появились в эллинистический Греции в IV веке до н.э. и  с момента своего возникновения рассматривались как предметы роскоши.

Балтийский янтарь как материал, обладающий богатыми пластическими возможностями, необычной текстурой и полихромностью, также привлекает мастеров глиптики, о чем свидетельствуют произведения, представленные на  выставке «Янтарные геммы» из собрания Калининградского областного музея янтаря. В ее состав входят изделия разного назначения: это и традиционные женские украшения, такие как броши, кулоны и кольца, и предметы интерьера, в которых геммы используются как декоративные вставки. Всего экспонируется более пятидесяти произведений, выполненных с 1970-х годов до сегодняшних дней.

Целую серию янтарных камей создал в 1970–1980-е годы патриарх калининградской школы обработки янтаря Эрнест Лис (1934–2003). Он предпочитал работать с непрозрачным костяным и бастардным, просвечивающим в тонких слоях, янтарем. Его резные миниатюры представляют изображения животных и птиц, героев  мифов и литературных произведений (камеи «Золотая рыбка», «Золотой петушок», кулон-камея «Лебедь», брошь-камея «Олень»). Камеи Э. Лиса, выполненные на однородном по цвету и структуре  материале, отличаются строгой графичностью линий.

 Иной подход к рельефной резьбе по камню  демонстрируют произведения калининградских художниц Ирины Гнатенко и Любови Дубравиной. Их привлекают многоцветные янтари со сложной слоистой структурой, которые позволяют создавать живописные композиции со светотеневой моделировкой, такие как, например, камея И. Гнатенко «Ангел», камеи Л. Дубравиной «Ожидание» и «Наина».

Другая разновидность гемм – инталии – получила широкое распространение в художественной обработке янтаря в XVII–XVIII веках. На выставке представлены реконструкции и копии произведений этого периода, в которых прозрачные гравированные пластинки янтаря использованы или как составные элементы прозрачных бескаркасных конструкций, или как декоративные вставки в непрозрачной мозаичной облицовке.

Традиции  углубленной резьбы по прозрачному янтарю переняли и продолжили современные мастера. На выставке можно увидеть миниатюрные шкатулки петербургского художника Александра Крылова, крышки которых представляют собой инталии из прозрачного янтаря. Признанным мастером инталии считается калининградский художник Александр Юрицын, резные работы которого представлены не только на выставке, но и в основной экспозиции Музея янтаря. Он является соавтором произведений многих калининградских художников, например шкатулки «Муза» и «Золотая Рыбка».

Небольшая камерная выставка «Янтарные геммы» знакомит с одним из направлений в работе с балтийским самоцветом, которое зачастую остается малозаметным. Она позволяет по-новому взглянуть на янтарь как художественный материал  и демонстрирует мастерство современных камнерезов.