Молодой композитор Олег Медведев написал музыку к легендарному немому кино Александра Довженко
20 August 2011
Press Office of the Amber Museum
Олег Медведев не имеет музыкального образования, кроме того, не знает ни одной ноты. Музыку он пишет в специальной программе на компьютере.
"Арсенал" считают одним из заметных фильмов украинского кино. Это третья картина режиссера Александра Довженко. Революционная эпопея о трагедии 1918 года: январском восстании рабочих киевского оружейного завода "Арсенал" против правительства Украинской Народной Республики Центральной Рады. В фильм включены эпизоды, повествующие о положении украинских крестьян при царизме, событиях последних месяцев Первой мировой войны и революционных процессах на фронте. Восстание должно было помочь облегчить наступление большевистской армии на Киев. С помощью войск, оставшихся верными правительству, мятеж был подавлен.
Среди других фильмов Довженко, считают критики, эта картина одна из самых богатых на кинематографические находки: провокации зрителя, психологические паузы и работа с непрофессиональными актерами.
Композитор о себе и о фильме
Прежде всего, необходимо сказать, что музыкой я занимаюсь не так давно, и до этого момента вся моя деятельность ограничивалась живописью. Это не означает того, что музыка не интересовала меня вовсе, однако, отсутствие средств заставляло меня бросить все усилия на создание графических работ.
Я не имею какого-либо специального образования в той или иной сфере искусства, но потребность изображения образов с детства являлась неким способом принятия окружающего меня, потребность фиксации собственных познаний была и есть для меня неким гарантом реальности тех духовных явлений, которые меня касались. Ни изображение, ни звук в этом смысле не исключают друг друга, просто чего-то одного всегда было для меня мало.
С самого детства я понимал, что очень малое количество реальных явлений жизни способно вызывать у человека переживания такого масштаба как те, что дарит искусство, я ещё меньше их число нам доступно. Искусство - это бесплатный аттракцион, открытый каждый день, и, если у тебя не нашлось денег на билет, всегда можно перелезть тайком через забор.
Я рисую, сколько себя помню, и решение заняться этим серьёзно и навсегда пришло после многих увлечений, мечты стать кинорежиссёром и прочего просто потому, что однажды я понял, что биография художника может выглядеть не менее эффектно, чем биография кинорежиссёра.
Вместе с тем меня никогда не покидало желание сочинять музыку: мало было её слушать, она всегда потрясала меня больше, чем что-либо другое, я твёрдо знал, что в моей армии на заводах ржавеют крупнокалиберные орудия.
Если говорить о музыке к фильму «Арсенал», то этот выбор был обусловлен именно потрясающей образностью, ясностью предлагаемых образов, что означает для меня их безусловную музыкальность, ведь выдающийся образ, передача эмоционального импульса и атмосферы момента - это базовые принципы изобразительности в музыке, во всяком случае, современной. Справедливым будет отметить и то, что эти самые черты современное искусство и, скажем, кино в частности, неуклонно теряют. Всё это заставило меня обратиться к фильму, принадлежащему к эпохе становления кино как высокого искусства, когда творили люди, которых без какого-либо лукавства можно поставить в один ряд со старыми мастерами в живописи.
Мысль о том, что образы в «Арсенале» должны звучать, требовала выделить некий всеобъемлющий и вместе с тем абстрактный образ, который сосредоточит в себе эмоциональные и смысловые мотивы происходящего.
Этим символом, по моему мнению, является образ поезда. Нечто неодушевлённое и неудержимое, как сама история, которая либо уносит на себе человека, либо мелет его своими колёсами. Этот образ не возникает в музыке в определённый момент, я вкрапил его во всё звуковое полотно. Он является как чёрт из коробки: то как нечто угрожающее, то как ритм, возвышающий значимость момента. Однако я не ставил перед собой цель следовать ритму неуклонно, музыка часто спешит, набирая темп, и не редко теряет его вовсе как бегун, выбившийся из сил. Эти нестройные, сбивчивые моменты являются воплощением в звуке чистых эмоций, таких, какими они являются, не становясь ещё при этом музыкой. Это некоторая честность перед слушателем, скажем, отсутствие фрака на пианисте. В основном же музыка вторит происходящему на экране, но это мнимое соответствие: зачастую тема, звучащая в данный момент - это осмысление того, что будет происходить позже, сохраняя тональное соответствие образу, видимому зрителем.
Так, музыка не звучит контрапунктом изображению и не в полной мере иллюстрирует его.
Всё дело в том, что я не стремился написать музыку к фильму, моей целью было создание музыки по поводу фильма.
Всё это - мое отношение к тем потрясающим событиям, происходившим в то время.
«Арсенал» явился их гениальным воплощением в искусстве.
Фильм сложен и насыщен символикой, а монтаж у Довженко не так легко ложится на музыку, как, к примеру, в фильмах Эйзенштейна, где смонтированный фильм буквально выбивает такт даже без озвучки.
У Довженко всё сложнее и переживания героев показаны гораздо тоньше. Это заставило музыку усложниться саму по себе, она кому-то может показаться излишне истеричной и жёсткой, кому-то нестройной тарабарщиной, и всё это отчасти в ней есть, но только потому, что я ощущаю эту тему так и никак иначе.
Олег Медведев, композитор, художник-график.