Выставка «REMEMBER ME…»
14 May 2015
Press Office of the Amber Museum
В Калининградском областном музее янтаря 21 мая в 17.00 открывается выставка «REMEMBER ME…». В экспозиции будут представлены миниатюры конца XVIII – первой половины XX вв., созданные художниками французской, английской, испанской и итальянской школ живописи, хранящиеся в частной коллекции.
Название «REMEMBER ME…» определено в соответствии с отношением к портретной миниатюре как произведению, созданному для сохранения памяти о близком человеке. Запечатленные люди как будто говорят «Помни меня…». В связи с этим у владельца данной коллекции возникла поэтическая ассоциация с образом Дидоны, созданным в опере «Дидона и Эней» английским композитором Генри Пёрселлом в 1690 году. Автор текста либретто Нейум Тейт арию основательницы Карфагена, умирающую от любви, снабдил рефреном:
…Remember me,
But ah! forget my fate.
Remember me, remember me,
But ah! forget my fate...
…Помни обо мне, но ах!
Забудь мою судьбу.
Помни меня, помни меня, но ах!
Забудь мою судьбу...
Как разновидность живописи портретная миниатюра сформировалась в эпоху Возрождения. Материалом для таких миниатюр служила слоновая кость, бумага, пергамент. В некоторых случаях – металл: медь, цинк или золото. Сложная по технике исполнения и дорогостоящая миниатюра на эмали была доступна лишь избранным слоям высшего общества. Портреты на кости были значительно более легкими в исполнении, требовали меньших временных затрат, писались карандашом, тушью, гуашью или акварелью. Популярность этих изысканных произведений даже привела к появлению руководств и пособий в помощь желающим освоить этот род творчества.
Миниатюрный портрет передавал не только узнаваемые черты внешности человека, но и черты характера, например, мягкость или благородство. Изображения вставляли в медальоны и носили на груди, украшали ими табакерки, часы, браслеты, броши, перстни. Их бережно хранили в футляре, брали с собой, отправляясь в путешествие или в военный поход.
В начале XIX века такие портреты стали частью интерьера: в кабинетах, гостиных и библиотеках миниатюры в рамках размещали на столе, развешивали на стенах. Но уже к концу XIX века портретная миниатюра почти полностью была вытеснена фотографией.