Виртуальная выставка «Здесь водятся драконы»
Произведения российских и зарубежных художников, изображающие драконов, единорогов, райских птиц, змеев, фениксов и других мифических существ.
Эрнст Лис. Мундштук «Дракон». 2002
«Hic sunt dracones» («Здесь водятся драконы») – так на глобусе Ханта-Ленокса XVI века обозначена территория Восточной Азии. Это переосмысление классической латинской фразы «Hic sunt leones» («Здесь водятся львы»), которой на картах и глобусах подписывали земли на краю ойкумены. Со временем это выражение стало самостоятельным и получило широкое распространение в культуре как синоним неведомой территории.
Неизвестность всегда вселяет страх, и человеческое сознание старается дать этому страху материальный образ. Сейчас, по мере развития науки и расширения границ обитаемого мира, фантастические создания, казалось бы, должны остаться лишь в произведениях искусства. Но чудовища по-прежнему населяют terra incognita, и для каждого времени эта неисследованная территория – своя.
Геннадий Лосец. Перстень «Дракончик». 1999
Проект «Здесь водятся драконы» предлагает исследовать драконов и других фантастических созданий и обратиться к ним как объектам, рожденным человеческим воображением и со временем воплотившихся в различных видах искусства.
Любовь Дубравина. Камея «Медуза Горгона». 1999
Дракон – древний и во многом универсальный символ, который в том или ином виде появляется в мифологии всех народов.
Для греков и римлян драконы были, с одной стороны, персонажами мифов (например, Зевс, победивший стоглавого дракона Тифона), с другой – вполне реальными животными, о них писали ученые и натуралисты, и представлялись они скорее гигантскими змеями, которые отдыхают в рощах и своим ядовитым дыханием убивают случайно забредших к ним путников.
Была и своя версия о их происхождении. Когда Персей отрубил голову Медузе Горгоне, то ее кровь, капая в песок, превратилась в ядовитых змей, василисков и драконов.
Александр Юрицын. Композиция «Драккар». 2011
Мифология северной Европы описывала два вида драконов. Первый –гигантский змей (ormr), второй – собственно дракон (dreki, заимствование из древнеанглийского draca), который обладал крыльями, выдыхал пламя, жил в пещерах, полных золота, и с которым сражались Сигурд и Беовульф. Именно от этого слова происходит название корабля – драккар.
В работе Александра Юрицына (Калининград) дракон изображен не только на носу корабля, стилизованное изображение дракона присутствует также на парусе.
Фибулы. XI–XIII вв.
В античности часты украшения – фибулы, гривны, браслеты, – декорированные изображениями драконов. Эта традиция сохраняется и в Средневековье. Поскольку змея считалась животным-покровителем, способным исцелять болезни (такое восприятие змей было характерно, например, для стран Прибалтики), украшения со змеиными и драконьими головами носили во многом обережную функцию. Среди археологических находок на территории современной Калининградской области присутствует фибула (XI–XIII вв.), которая имеет разъем и два оголовья в виде голов мифологических созданий.
Николай Котов, Светлана Егорова, Александр Юрицын, кольцо «Два дракона». 2012
Аналогичные сюжеты просматриваются и в работах современных художников творческого проекта «Прусский мед», для которых представляют интерес языческие мотивы Древней Руси, балтских племен, Северной Европы времен викингов.
Неизвестный автор. Скульптура «Дракон». 1926–1945
Восточные драконы не являются представителям злых сил. У них были общие черты с европейскими и античными драконами, но при этом восточные драконы – это бескрылые морские обитатели, и порой они были не только противниками, но и союзниками героев. Они были мудры, обладали способностью менять облик, говорить, вступать в отношения с людьми. К тому же они не хранили, а отдавали сокровища, а их кости обладали целительной силой.
Галина Сыромятникова, Павел Иванов. Кольцо «Глаз дракона». 2012
В русской и европейской традиции дракон – отрицательный персонаж, его появление означает опасность, испытание для героя.
Среди многих сюжетов, повествующих о драконах, главным остается, как правило, подвиг воина-змееборца, будь то охотник или посланник Святого Петра. В дохристианской традиции герои забирали золото драконов, спасали пленных и прекрасных жен, использовали кровь дракона, чтобы стать неуязвимыми. Христианская традиция – это святой, побеждающий зверя ради мирных жителей. Самый известный сюжет о победе над драконом – «Чудо Георгия о змие».
Игорь Брасюнас. Скульптурная композиция «Георгий Победоносец». 2004
Скульптурная композиция Игоря Брасюнаса «Георгий Победоносец» – изображение раннехристианского святого. Художник для создания иконографического образа использовал тончайшую резьбу по янтарю, образ дракона буквально замещен образом змея, что роднит его с изображениями на православных иконах. Но сам Святой Георгий, исполненный в анторопо-стилистике Брасюнаса, скорее напоминает персонажа греческой трагедии, чем канонического святого. Так художник напоминает нам, что Святой был греком, жившим в конце III – нач. IV в.
Александр Журавлев. Панно "Русь" (фрагмент). 2006
Еще одно изображение Святого Георгия мы встречаем на панно «Русь» санкт-петербургского художника Александра Журавлева. Это уже классический иконографический образ святого, выполненный в технике мозаики. Помимо янтаря при создании панно использовалась мамонтовая кость, а эффекта свечения нимба художник добивался с помощью фольги, подложенной под прозрачные янтарные пластины.
Константин Дмитриев. Рама панно «Русь» (фрагмент). 2006
Еще одно фантастическое крылатое создание можно найти на раме панно «Русь», выполненной художником Константином Дмитриевым. В орнаменте присутствует животное с вытянутой мордой и крыльями. Это славянский полубожественный персонаж, крылатая собака, вестник между небесным и земным мирами. Его русское название – симаргл, и этот образ был заимствован из иранской мифологии, где его называли симрук. Но в настоящее время некоторые исследователи считают, что подобных персонажей в славянском пантеоне не было, а то, что мы называем симарглом, на самом деле дракон.
Анджей Адамски. Браслет «Гидра». 2012
Европейский дракон традиционно воспринимается как сухопутный змей, однако, обращаясь к средневековым картам, мы можем увидеть и драконоподобных морских обитателей.
Наталья Лапинус. Подвесы из серии «Морские обитатели». 2003
Отсылки в этой традиции – населять воду чудовищами – просматриваются в работах калининградского художника Натальи Лапинус. Ее серия подвесов «Морские обитатели» представляют собой стилизованное изображение фантастических существ, воплощенных при помощи янтаря и металла.
Жанна Лопаткина. Панно «Ископаемое». 2012
Сейчас научное сообщество не имеет единого мнения о его происхождении. В основном предположения строятся вокруг исконных страхов человека перед различными крупными хищниками. Свою роль сыграли и найденные в разное время кости доисторических животных. Есть мнение, что источник этого образа связан с представлениями о змеях как о священных животных и позже совмещается с образом птицы.
Вячеслав Заварзин. Скульптура «Варан». 2015
Еще одна версия заключается в том, что образ дракона сложился после встреч путешественников с варанами – описание непривычных для европейского человека животных со временем трансформировались и приобрели пугающие черты.
Елена Цволко. Композиция «Гербарий». 2019
Композиция Елены Цволко «Гербарий» – не рассказ о драконах или других морских тварях, это переход от мира магии и фантазии к миру науки. Средневековые научные труды содержали сведения о животных, растениях и минералах, объясняя их символическое значение в христианской традиции. Работа дает представление о первых гербариях, связанных с появлением книгопечатания, и в то же время – об аптекарских коллекциях, куда попадали также и представители животного мира, и образцы минералов.
Игорь Нестеренко. Композиция «Бестиарий». 2022
При этом часто наряду с реальными исследованиями в книги и справочники попадали очевидные мифы, а в коллекции – «рога единорога» иди «драконьи камни».
Паулина Бинек. Панно «Единорог». 2005
Панно «Единорог» польской художницы Паулины Бинек отсылает к еще одному сказочному чудовищу – единорогу. Он имеет крайне позитивное значение в христианской традиции, обозначая непорочность Девы. Панно имеет структурированный вид археологической находки, будто автор хочет рассказать своему зрителю историю не сказочного единорога, а животного, миф о котором родился из случайных встреч человека с нарвалами и носорогами или стал следствием находок костей вымерших животных.
Александр Юрицын, Светлана Егорова, Людмила Кравченко. Брошь «Гамаюн». 2019
Наделять фантастическими чертами реальных существ – довольно распространенная практика для мифологического мышления. У разных народов птицы, живущие в двух мирах одновременно – на земле и в воздухе, – воспринимались как посредники, медиаторы между миром людей и потусторонним миром, поэтому именно птицы становились частыми объектами для таких преображений, приобретая несвойственные для них черты.
Елена Цволко. Броши «Зимородок», «Какаду», «Сойка». 2022
В русском искусстве и легендах мы можем встретить птицу алконост – это райская птица с головой девы, чье пение настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всем. Образ алконоста восходит к греческому мифу о девушке Алкионе, превращенной богами в зимородка. Со временем название, как и сам образ, трансформировался при переписывании, и слово «алкион» из славянского текста превратилось в «алконост».
Александр Журавлев. Композиция «Птица Алконост». 2006
Местом обитания алконоста называли остров Буян, на котором, по преданию, находился и сказочный латырь-камень. Предполагается, что остров Буян – это современный немецкий остров Рюген. А латырь-камень или алатырь – древнерусское название янтаря. В 2006 году санкт-петербургский художник Александр Журавлев создал композицию «Алконост». Сама птица выполнена из янтаря ярко-оранжевого цвета, она сидит на более темном необработанном камне. На голове Алконоста обычно изображается корона. В данном случае корона сделана из кости, в центре ее помещен фианит.
Наталья Алмазова. Инталия «Феникс». 2009
Другой образ, характерный для многих культур, – феникс, символ воскресения и вечной жизни, который в русской традиции почти сливается с Жар-птицей. Образ феникса мы видим в одноименной работе Натальи Алмазовой. На инталии изображены две птицы, летящие навстречу друг другу. Бордовый цвет янтаря обусловлен термической обработкой – выдерживая янтарь при определенной температуре, можно сделать его верхний слой более темным. За счет этого выгравированные птицы оказываются светлее и выглядят яркими, будто светящимися, что и передает суть этих мифических созданий.
Михаил Масленников, Людмила Кальницкая. Брошь «Дракон в малиновом плаще». 2017
В XXI веке драконы окончательно утратили свой образ грозной и беспощадной силы. Это преимущественно добродушные герои сказок и фантастических повествований, а драконы-оборотни – еще и герои романтического фэнтези.
Михаил Масленников, Людмила Кальницкая. Брошь «Кетцалькоатль». 2017
В произведениях московского тандема Mi-Mi Moscow (Михаила Масленникова и Людмилы Кальницкой) прослеживаются образы, которые связаны с мифическими чудовищами, трансформированными мультипликацией и кинематографом.
Петр Слепцов. Композиция «Дракон». 2020
Композицию Петра Слепцова «Дракон» можно назвать каноническим изображением современного дракона – то есть дракона, который уже не похож на змея, в отличие от изображений на древних картах. Встречу древнего и современного образов подчеркивает и выбор материалов: подставка дракона – природный кусок янтаря, а сам дракон, выполненный из полимера, напечатан на 3D-принтере
Александр Юрицын. Композиция «Офис-цверги». 2010
Современные художники не только обращаются к уже устоявшимся, известным мифологическим образам, но и придумывают свои. Примером может служить работа калининградского художника Александра Юрицына «Офис-цверги». В скандинавской и германской мифологии цверги – это маленькие духи, гномы, боящиеся солнечного света и живущие в глубоких пещерах, искусные мастера и ювелиры. Работа А. Юрицына – своего рода переосмысление функции и образа этих волшебных созданий в современном мегаполисе. Каждая работа выполнена из необработанной янтарной капли, и добавленные детали подчеркивают необычность ее природной формы.
.
Игорь Нестеренко. Композиция «Архетип протосущностей». 2020
Янтарь с древних времен воспринимался людьми как волшебный камень. Он служил материалом для амулетов, ему приписывали чудодейственные свойства, о его происхождении слагали мифы и легенды. И в наши дни этот камень будто сам провоцирует художников на мифотворчество. Создавая фантастических существ из этого материала, мастера словно напоминают нам о том, как много веков подряд люди мистифицировали окружающую их реальность.
Working time calendar of this event
Symbols:
- 33 – working day of the event or exhibition;
- 33 – today;
- 33 – museum is closed for visitors;
- 33 – museum is open for visitors.
2023
January
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
February
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
March
27 | 28 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 |
April
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
May
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 |
June
29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 | 2 |
July
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 | 2 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
August
31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
September
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
October
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
November
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 1 | 2 | 3 |
December
27 | 28 | 29 | 30 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |