Экспонат месяца

Event duration:
from 01 to 31 December 2022

Потир церковный. 1926–1945

Государственная янтарная мануфактура

Кёнигсберг, Восточная Пруссия.

Металл, янтарь; литье

Высота общая 10,5 см

Высота тулова 6,5 см, диаметр тулова 9,5 см,

Высота ножки 3,6 см, диаметр ножки 5,9 см

Потир состоит из чаши и основания, разных по диаметру и высоте: чаша выше и шире основания. Предмет выполнен из полированного серебра. Чаша имеет полусферическую форму, позолоченную внутри. Снаружи на тулове размещены четыре кабошона из непрозрачного, до блеска отполированного янтаря красновато-коричневого однородного цвета. Кабошоны закреплены в глухих кастах из того же металла. 

Потир имеет полое основание в виде раструба. С наружной стороны дна тулова хорошо читается клеймо производителя в виде овала, в центре которого размещена аббревиатура SBM (Staatliche Bernstein-Manufaktur), с левой стороны от нее – условное изображение прусского государственного орла, а справа – перекрещенные молот и кирка, традиционные инструменты работников горной промышленности.

Потир был выполнен на  Государственной янтарной мануфактуре в 1926–1945 гг. вероятно, по проекту Германа Брахерта. Подобный предмет представлен в книгах:Резчикова В.И. Янтарь в творчестве Германа Брахерта. Калининград, 2015, с. 75; 

Erichson U., Tomczyk L. Die Staatliche Bernstein-Manufaktur Königsberg 1926–1945. Ribnitz-Damgarten, 1998 = ЭриксонУ., Томчик Л. Государственная янтарная мануфактура Кёнигсберга 1926–1945. Рибниц-Дамгартен, 1998.

Объекты религиозного характера составляют самую малочисленную группу на Мануфактуре. Причина в том, что эти предметы не были предназначены для массового производства. Алтарная утварь обычно производилась для узкого круга потребителей и чаще всего на заказ. В основном для богослужения в католических и евангелических храмах. В этой группе основную часть объектов разрабатывал Герман Брахерт. Его известными работами стали кубки различных форм для богослужения, чаши для причастия, алтарные кресты и группа подсвечников. Предметы выполнялись из серебра и янтаря. 

Наряду с кубками, чаши которых покоились на вытянутой ножке, известны высокие стаканы,  потиры на низкой ножке и широкие чаши на янтарной ножке. 

Государственная янтарная мануфактура в Кёнигсберге была основана в 1926 году Прусским горно-металлургическим акционерным обществом «Пройссаг», которое распоряжалось залежами янтаря в Восточной Пруссии. В ее состав вошло пять частных янтарных предприятий Германии: Х. Барта, Р. Гомпельзона, В. Витцки, Х.Л. Перлбаха и М. Вайдта. Численность рабочих на Мануфактуре в Кёнигсберге составляла 1150 человек. Она располагалось на улице Заттлергассе, 6 и существовала до окончания Второй мировой войны. Это было крупнейшее предприятие по переработке балтийского янтаря в мире. Изделия SBM отличали высокий художественный уровень и мастерство исполнения. Над дизайном изделий работали знаменитые художники и скульпторы Восточной Пруссии, среди которых были Герман Брахерт (1890–1972), Ян Хольшу (1909–2000), Ханс Виссель (1897–1948) и др. 1930–1940-е годы называют «вторым золотым веком» янтарного искусства после эпохи расцвета художественной обработки «солнечного камня» в XVII–XVIII веках.

Герман Брахерт (1890–1972) – выдающийся немецкий скульптор и художник по янтарю. С конца 1920-х по 1944 г. он был художественным консультантом Государственной янтарной мануфактуры в Кёнигсберге, где занимался разработкой дизайна изделий из янтаря, созданием моделей, разных изделий и других скульптурных работ из янтаря и других материалов. Благодаря его стараниям, искусство обработки «золота Балтики» было выведено на новый качественный уровень.

За время его творческой деятельности им было создано около 70 произведений из янтаря и свыше 100 скульптурных работ из бронзы и мрамора. В 1991 г. в поселке Отрадное был открыт музей скульптора. Сегодня его янтарные работы составляют около одной пятой части знаменитой янтарной коллекции, располагавшейся в музее Янтарной мануфактуры на ул. Портовой 3. Это единственное масштабное собрание изделий мануфактуры пережило Вторую мировую войну и ныне находится в нескольких музеях Германии, а также частных коллекциях.

Show working time calendar

Working time calendar of this event

Symbols:

  • 33 – working day of the event or exhibition;
  • 33 – today;
  • 33 – museum is closed for visitors;
  • 33 – museum is open for visitors.