Петр Великий и культурное освоение янтаря в России. Выпуск 4

Event duration:
from 17 October 2022 to 31 December 2022

Юбилейная рубрика:

Петр Великий и культурное освоение янтаря в России

Янтарная коллекция Петра I. Дары и приобретения

Текст, подбор иллюстраций  – И.А. Полякова.

Неизвестный художник

Петр Великий, царь России

Россия. 1700–1749

Рейксмузеум, Амстердам. Инв. № SK-A-116

Существует легенда, что вместе с зеркалом (см. наш предыдущий очерк) из предложенных Фридрихом I предметов Петр выбрал также небольшую шкатулку, которая в описях конца XVIII–XIX вв. значится как «ларчик из янтаря». Шкатулка пополнила коллекцию кабинетных вещей, что так нравились царю. Как и зеркало, она входит в собрание Государственного Эрмитажа, а ее воспроизведение 1980-х гг. находится в Музее янтаря.

 

  

Неизвестный мастер

Шкатулка янтарная с ключом

Пруссия. Кон. XVII в.

             Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.              

Инв. № ЭРТх-2114

 

Ерцев В.П., Ерцев Г.П., Ерцева М.Г., Колчин А.А., Николаенко А.Г.

Шкатулка янтарная с ключом

Повторение изделия кон. XVII в.

Ленинград, Комбинат декоративно-прикладного искусства Лен. отд. Художественного фонда РФ. 1982

Калининградский областной музея янтаря. КМЯ 1 № 1508

Фотография С. Ломакина

 

 

Нарядные шкатулки из пластинок матового и прозрачного янтаря, изготовлявшиеся в Гданьске в конце XVII – начале XVIII вв., были популярны в качестве подарков и служили для хранения мелочей. В нашем случае шкатулка снабжена медным золоченым накладным замком и закрывается на ключ.

В сохранившихся источниках ничего не сказано о том, почему Петру понравился этот предмет. Возможно, не последнюю роль в его выборе сыграла иконография изделия.

Завершением шкатулки служит скульптурное изображение женщины, полулежащей на снопе колосьев и держащей в руке серп. Головка утрачена. Наиболее близкий и популярный в искусстве того времени иконографический тип – Церера (Лето). Церера (в древнегреч. мифологии – Деметра) – богиня производительных сил земли, произрастания и созревания злаков, а также подземного мира, материнства и брака.

Цереру почитали как защитницу урожая от грабителей, ей посвящали праздники жатвы, поэтому она часто изображалась со снопом пшеницы, серпом и композициями из колосьев в сочетании с различными растениями. То, что шкатулку украшает именно Церера, а не аллегория августа, подтверждают расположенные по углам костяные фигурки, напоминающие змеиные головы: в запряженной змеями (по другой версии – драконами) колеснице Церера отправилась на поиски своей дочери Прозерпины (в древнегреч. версии – Персефоны),  похищенной богом подземного царства и смерти – Плутоном.

Жан Антуан Ватто (1684–1721)

Церера (Лето)

1717–1718

Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

 

Такая трактовка позволяет объединить два иконографических сюжета: «Церера, символизирующая урожай и плодородие» и «Церера, разыскивающая Прозерпину».

Пинтуриккио (Бернардино ди Бетто ди Бьяджо) (ок. 1452–1513)

Колесница Цереры

Италия. Ок. 1509

Панель потолка дворца Пандольфо Петруччи

Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США. Инв. № 14.114.8

 

Фрагмент шкатулки

 

Пьетро ди Анджелис (работал между 1769 и 1825)

Колесница Цереры

Италия. XVIII в.

Национальная галерея искусств, Вашингтон, США. № 1998.35.1

 

Еще один предмет из коллекции Эрмитажа, традиционно связываемый с петровской коллекцией и представленный копийной версией в Музее янтаря, – резной кубок с крышкой. Это кёнигсберская работа, на что указывают завершение в виде шишечки пинии и выполненные в плоском рельефе изображения  фантастических птиц (часто встречающийся мотив) на всех пяти пластинках тулова.

Неизвестный мастер

Янтарный кубок

Кёнигсберг. XVII в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Инв. № Э-6282

 

Ерцев В.П., Ерцев Г.П., Колчин А.А., Николаенко А.Г.

Янтарный кубок

Повторение изделия XVII в.

Ленинград, Комбинат декоративно-прикладного искусства Лен. отд. Художественного фонда РФ. 1982

Калининградский областной музея янтаря. КМЯ 1 № 1498

 

Коллекция художественного янтаря Петра I пополнялась также его собственными приобретениями: он охотно покупал янтарные вещи во время своих визитов в Кёнигсберг, Гданьск и Дрезден. В Дрездене царь неоднократно посещал мастерскую токаря и резчика Вильгельма Крюгера, работавшего вместе с сыном при Саксонском королевском дворе. Крюгерам приписывают изготовление янтарных шкатулочек, табакерок, футляров и игольниц, что находятся в дрезденском Зеленом своде и Государственном Эрмитаже (хранитель Галереи драгоценностей Императорского Эрмитажа А.Е. фон Фёлькерзам полагал, что представленная ниже табакерка – работа дрезденских мастеров), однако ни один из предметов не подписан.

Табакерка

Германия. Первая половина XVIII в.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Инв. № Э-3643

 

Известно, что Петр I увлекался токарным ремеслом, резьбой по кости и дереву. Была среди его работ и небольшая (высотой в три вершка) янтарная фигурка Вакха, держащего в руках виноградную гроздь.

 

«Токарная» (рабочий кабинет) в домике Петра I

Альбом 200-летнего юбилея императора Петра Великого. 1672–1872. СПб. : Герман Гоппе, 1872        

 

Литература и источники

Балтийский янтарь в собрании Эрмитажа : каталог выставки. СПб. : Государственный Эрмитаж, 2002.

Беляев О.П. Кабинет Петра Великаго <…> СПб. : При Император. Академии наук, 1793. Ч. 1–2.

Беляев О.П. Кабинет Петра Великаго <…> СПб. : При Император. Академии наук, 1800. Отд. 2.

Опись предметам, сохраняющимся при Имп. Академии наук (в здании Кунсткамеры), в отделении, называемом Кабинет Петра Великого, приведенном в новое устройство в 1837 году [СПб. : б.и., 1837].

Путеводитель по Кабинету Петра Великого и галерее драгоценностей / [сост. барон Г. Ливен, ст. хранитель Эрмитажа]. Санкт-Петербург : Эрмитаж, 1901; 1902.

Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом / Сост. Г.В. Есипов. М. : Университет. тип., 1872. Т. 1–2.

Фёлькерзам А.Е. фон. Янтарь и его применение в искусстве // Старые годы: Еженедельник для любителей искусства и старины. 1912. Ноябрь. C. 3–15.

Related events

Show working time calendar

Working time calendar of this event

Symbols:

  • 33 – working day of the event or exhibition;
  • 33 – today;
  • 33 – museum is closed for visitors;
  • 33 – museum is open for visitors.